Правила возврата плитки
Возможен ли возврат плитки в магазин по закону и в какие сроки?
Керамическая плитка входит в список наиболее популярных строительных материалов. Однако нередко покупатели сталкиваются с необходимостью вернуть ее по разным причинам. Вот только при возврате плитки в магазин они могут столкнуться с определенными сложностями и получить отказ.
Какими правовыми нормами регулируется
Порядок возврата керамической плитки регулируется законом «О защите прав потребителей». Возможны два варианта для возврата плитки: покупателю был продан качественный товар или некачественный. У каждого свои нюансы.
Согласно перечню товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату и обмену, который утвержден Постановлением Правительства № 55 от 1998 года, керамическую плитку вернуть и обменять нельзя. В данном списке представлены строительные и отделочные материалы, которые отпускаются на метраж. Это, например, линолеум, ковровые покрытия, пленка и другие товары. В категорию «Другие товары, отпускаемые на метраж» попадает и керамическая плитка. Она часто продается не поштучно, а по метражу (даже цена в магазине, как правило, указывается не за штуку, а за квадратный метр).
Таким образом, если покупатель обратится в магазин с требованием вернуть качественную плитку, не имеющую брака, то продавец имеет право не принимать товар, сославшись на Постановление Правительства. При продаже керамической плитки поштучно или в объеме, кратном упаковке, требования покупателя о замене или возврате должны быть удовлетворены в полном объеме в соответствии с законом «О защите прав потребителей».
Указанное Постановление Правительства распространяется только на случаи продажи качественной керамической плитки. Если покупателю поставили некачественный материал, то он вправе его вернуть или потребовать возврата денежных средств. Под некачественным товаром подразумевается плитка, которая не может исполнять свое функциональное назначение. Покупатель наделен правом отказа от такой продукции в момент поставки (согласно п. 3 ст. 497 ГК, ст. 24 ФЗ «О защите прав потребителей»). При ненадлежащем качестве покупатель может сослаться на ст. 18 «О защите прав потребителей» и вернуть некачественный товар в пределах гарантийного срока, который установлен для него.
Но стоит учитывать некоторые особенности возврата этого строительного материала при наличии дефектов. Согласно ст. 459 ч. 1 Гражданского кодекса, покупателю следует проверить товар при приемке на повреждения. Если он не увидел, что плитка была битая, и подписал соответствующий акт о том, что она не имеет дефектов, риск случайной утраты или повреждения материала переходит к покупателю, и в последующем вернуть дефектный товар не выйдет.
Если покупатель делал заказ в интернет-магазине, то он вправе в дальнейшем обратиться в него за компенсацией стоимости непригодного товара (битой плитки, со сколами, трещинами). Для этого в акте приема-передачи покупатель должен прописать свои претензии относительно некачественной продукции.
Основания для возврата плитки в магазин
Достаточно часто покупатели стремятся вернуть плитку в магазин, если определенный остаток не был ими израсходован. Но в данном случае продавцы не обязаны принимать стройматериал, ссылаясь на то, что каждая партия имеет определенный тон и калибр, которые могут отличаться от новой коллекции. Если другой покупатель получит набор из возвращенных предыдущими клиентами остатков, то он с большей вероятностью откажется от такого товара.
Действующее законодательство в данном случае находится на стороне продавца. При указании потребителем неизрасходованного остатка в качестве причины возврата продавцы могут сослаться на ч. 1–2 ст. 25 ФЗ «О защите прав потребителей». По закону покупатели вправе обменять или вернуть приобретенный товар, который не подошел им по каким-либо причинам, только полностью. Возврат части покупки не предусмотрен, поэтому покупателю могут отказать.
При этом рекомендуется иметь определенный запас плитки дома, чтобы была возможность замены при необходимости. Также материал стоит всегда покупать с определенным запасом на случай боя или повреждения.
Условия и сроки возврата керамической плитки
Покупатель может вернуть керамическую плитку в течение 14 дней после покупки, если:
- она надлежащего качества;
- он возвращает ее в полном объеме;
- покупка в чеке была оформлена поштучно или по упаковкам (без указания метража).
В остальных случаях продавец может на законных основаниях отказаться от приема или обмена плитки.
Потребитель сохраняет право на обмен и возврат керамической плитки в течение 14 дней, если:
- товар не был в употреблении;
- был сохранен товарный вид и потребительские свойства;
- остались заводские ярлыки или оригинальные этикетки;
- сохранилась упаковка поставщика.
В любом случае не допускается вернуть плитку, в которой были изменены определенные свойства. Например, когда по просьбе покупателя плитку обрезали или распилили под определенные размеры помещения.
Для того чтобы обменять или вернуть плитку, покупатель обязан предъявить претензию в письменной форме. Она передается лично продавцу либо направляется ему по почте. Потом потребуется предоставить документы: заявление, копии паспорта, товарного или кассового чека о продаже.
Вернуть денежные средства за плитку в течение 14 дней после покупки можно, если аналогичный товар на складе отсутствует. Возврат денежных средств осуществляется в течение 10 дней после поступления соответствующего требования от покупателя (согласно ст. 22 ФЗ «О защите прав потребителей»).
Нередко продавцы идут покупателям навстречу и принимают плитку, даже если та была продана по метрам. Но только если она надлежащего качества и не входила в число заказных позиций или в перечень товаров из распродажи. Также покупатель сам обеспечивает доставку качественных товаров до торговой точки. Момент с возвратом стоит уточнить у продавца еще до оформления покупки.
Что делать, если продавец не желает оформлять возврат
Магазин может на законных основаниях отказать в возврате по следующим причинам:
- Покупатель решил вернуть качественную плитку, которая была прописана метражом в чеке.
- Покупатель хотел вернуть часть плитки как неизрасходованные остатки, которые воспринимаются продавцом как «часть комплекта».
- Покупатель сам повредил плитку либо сдает ее после подписания приемочного акта, где подтвердил удовлетворительное состояние стройматериала.
- Покупатель пропустил установленные сроки для возврата.
В остальных случаях отказ продавца неправомерен, и покупатель может первоначально затребовать от руководства письменный ответ на претензию. В дальнейшем он может подать жалобу на магазин в Роспотребнадзор. Контролирующая инстанция должна в течение 30 дней произвести внеплановую проверку и вынести предписание о необходимости обмена или возврата товара.